Финпрофцентр логотип

603093, Нижний Новгород, ул.Родионова, д.192Д, офис 705

whatsapp viber
+7 (831) 413-14-25 +7 (920) 059-14-25

Пн-Пт с 09:00 до 18:00

Обязанности бухгалтера

Время на чтение: ≈ 7 минут(ы).

Без организованной работы бухгалтерии невозможен бухучёт, налогообложение и финансовый анализ любого хозяйствующего субъекта, от холдинга с миллионным оборотом до микропредприятия с минимальным доходом. Поскольку бизнес-процесс не относится к основным, каждый руководитель, кроме найма штатной бухгалтерии, часто передаёт первичную документацию на аутсорсинг. Бухгалтерская компания «Финпрофцентр» гарантирует качественную организацию учёта в пределах делегируемых полномочий, включая комплексное сопровождение бизнеса или отдельных его фрагментов.

Значение бухгалтерии для компании

Бухгалтерская служба – структурное подразделение экономического субъекта, предназначенное для аккумулирования сведений об имущественных ценностях предприятия и источниках формирования. Наряду с бухгалтерским учётом отдел выполняет обязанности по формированию налоговых показателей, учитывая постоянную и временную разницу опережения или запаздывания параметров налогообложения над учётными критериями. Текущая деятельность связана с корректным оформлением документов и отражением в учётных регистрах финансово-хозяйственных операций. Перед бухгалтерской службой ставятся учётные и аналитические задачи в отношении:

  • достоверности показателей, отражённых в финансовой и налоговой отчётности, а также экономической обоснованности совершенных сделок;
  • финансово-имущественного положения, краткосрочной и долгосрочной платёжеспособности на основании определяемых расчётным путём коэффициентов ликвидности, оборачиваемости и финансовой независимости;
  • выявления диспропорций между отпускными ценами реализации продукции и себестоимостью в сопоставлении с разработанной маркетинговой политикой;
  • формирования финансового результата, а в случае убыточности анализа причин, включая демпинг и чрезмерное использование прибыли, оставшейся в распоряжении субъекта хозяйствования после уплаты налога;
  • объективных обстоятельств возникновения просроченной задолженности с сопутствующим созданием рекомендаций по устранению;
  • разработки методологии финансовой экономии путём выбора оптимальной системы налогообложения в зависимости от организационно-правовой формы собственности, видов экономической деятельности по классификатору ОКВЭД и среднесписочной численности наёмных работников.

Бухгалтерия – ключевое звено, выстраивающее учёт и документооборот в компании. Принцип нарастающего итога и наличие остатков по всем синтетическим и аналитическим счетам делают невозможным начать ведение регистров с чистого листа без искажения результирующих показателей. Подтверждение – необходимость восстановления бухгалтерского учёта при его отсутствии или некорректности, неприменяемого в отношении маркетинга, менеджмента и других бизнес-процессов.

бухгалтер ведет учет фото

Функциональные обязанности бухгалтерии

Поскольку обязательности формирования должностных инструкций не существует, каждое предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает внутренними локальными актами перечень функциональных обязанностей работников бухгалтерии. Должностные обязанности каждого сотрудника фиксируются в зависимости от специфики деятельности компании, структуры финансово-экономического департамента и включают:

  • организацию первичного документооборота по участкам (кассовые операции, товарно-материальные ценности, основные средства и нематериальные активы);
  • отражение расчётных операций с контрагентами и персоналом (расчёты с поставщиками, подрядчиками, покупателями, а также по начислению и выплате заработной платы);
  • участие в формировании учётной политики по бухгалтерскому и налоговому учёту (резервов предстоящих расходов и платежей по отпускам и сомнительным долгам, методик списания запасов в производство по принципу ЛИФО, ФИФО, средневзвешенной либо идентифицированной себестоимости);
  • свод первичной документации в учётные регистры, формирование бухгалтерских проводок по принципу двойной записи и результирующих показателей в отчётность.

Официальная отмена должностных инструкций создаёт правовой вакуум при разделе прав и обязанностей. Для его устранения целесообразно фиксировать в трудовом договоре функции и зону ответственности или в другом документе-аналоге, разработанном и утверждённом руководителем организации. За образец настоящего введённого в силу документа можно взять содержание необязательной инструкции.

стол бухгалтера фото

Предъявляемые к работникам бухгалтерии требования

Регулирующий бухучёт закон не регламентирует перечень лиц, нанимаемых на бухгалтерские должности, и не устанавливает квалификационных требований к главбухам привычных ООО, которые назначаются в приказном порядке по распоряжению руководителя. Однако каждый хозяйствующий субъект может руководствоваться профессиональными стандартами к главным бухгалтерам публичных акционерных обществ, страховых компаний и негосударственных фондов, которые назначаются на должность при выполнении требований (п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ):

  • высшее экономическое образование;
  • опыт работы в аналогичной должности – не менее трёх лет из последних пяти (а при отсутствии профильного образования в области бухучёта и аудита – не менее пяти лет из последних семи);
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости непосредственно в экономической сфере.

На практике работодатели требуют от соискателя вакансий знание законодательства и владение специфическими бухгалтерскими программами, внедрёнными на предприятии. Бухгалтеру нужны не навыки оператора или калькулятора вследствие изобилия программного обеспечения, а именно склонность к аналитике, чтобы ошибку введения операции в программу установить логическим методом.

Специализация бухгалтерских должностей

Ответственность за организацию бухучёта возлагается руководителем на главного бухгалтера компании, имеющему полномочия подписи исходящей отчётности в налоговые органы и от которого зависят балансовые показатели. Бухгалтерские функции могут быть распределены по участкам, где каждый бухгалтер занимается исполнением предусмотренных обязанностей:

  1. Бухгалтера-кассира. К функциональным обязанностям относится составление приходных и расходных кассовых ордеров по операциям с наличностью, ведение кассовой книги, заполнение типовых регистров, связанных с движением денежных потоков, составление отчётности по кассе предприятия и операционным кассам структурных подразделений при их наличии.
  2. Бухгалтера материального стола. Специалист исполняет обязанности по обеспечению сохранности вверенного имущества, участвует в инвентаризациях, выявляет излишки и недостачи материалов и других товарно-материальных ценностей, сопоставляет основания для списания с требованиями нормативно-правовых актов.
  3. Бухгалтера по расчётам с контрагентами. В круг обязанностей входит контроль взаиморасчётов с поставщиками и покупателями по срокам, включая направление актов сверок и претензий в случае просрочки исполнения обязательств, анализ задержек платежей со стороны предприятия. Специалист вправе направлять рекомендации по изменению сущности соглашений, например, вместо работы по договорам поставки рассмотреть вариант сотрудничества по агентским договорам, что позволит отсрочить налоговые обязательства по платежам в бюджет вследствие отсутствия перехода права собственности на товары до момента их реализации конечному потребителю.
  4. Бухгалтера по зарплате. Выполнение обязанностей включает проверку правильности табулирования рабочего времени персонала, подсчёт дней болезни, финансируемых субъектом хозяйствования и фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности, контроль страхового стажа и установленной продолжительности отпуска во внутренних локальных документах предприятия. Специалист регулирует выполнение финансовых показателей для премирования в целом по предприятию и в отношении отдельных производственных или структурных подразделений.

Перечень бухгалтерских должностей, включающих функции экономиста и кадровика с делегированием полномочий в трудовом договоре, вправе устанавливать каждый субъект хозяйствования самостоятельно. Помимо главного бухгалтера можно назначить заместителя с выполнением обязанностей в соответствии с установленным регламентом, ведущего бухгалтера или финансового директора и других должностей согласно штатному расписанию.

бухгалтер работает за ноутбуком

Права, полномочия и ответственность

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учёта, базирующегося на принципе объективности и непрерывности, ответственное лицо – главбух наделяется спектром прав в отношении:

  • представления интересов организации по финансовым вопросам перед контрагентами и контролирующими органами;
  • запросов необходимых документов и сведений экономического характера от всех структурных подразделений компании, включая обособленные представительства в иных территориальных регионах;
  • внесения на рассмотрение руководства финансовых планов, штатной структуры предприятия, предложений о поощрениях или взысканиях той или иной категории работников с фиксацией в разрабатываемых положениях об оплате труда и премировании;
  • построения взаимоотношений с другими отделами в части, касающейся параметров выручки и авансирования, необходимых для своевременного составления исходящей отчётности.

Главбуху делегированы полномочия по распределению должностных обязанностей между работниками бухгалтерии, управляющие функции по экономическому анализу, а также часть работы по предотвращению недостач и несанкционированному использованию финансовых потоков. За ненадлежащее исполнение обязанностей главный бухгалтер может быть привлечён ко всем видам ответственности:

  • дисциплинарной – не только за нарушение трудовой дисциплины, но и за непрофессионализм;
  • материальной – в виде возмещения ущерба работодателю вследствие причинения вреда неквалифицированными действиями;
  • административной – за нарушение правил отражения доходов и расходов в налоговом учёте, несвоевременное представление отчётности, игнорирование норм валютного законодательства и кассовой дисциплины;
  • субсидиарной – ответственности личным имуществам по долговым обязательствам компании при условии преднамеренности действий, направленных на сокрытие имущества или занижение обязательств перед бюджетом;
  • уголовной – при выявлении уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.

Главбух вправе делегировать конкретные полномочия работникам и предусмотреть ответственность за их неисполнение. Например, при выявлении нарушений кассовой дисциплины переложить ответственность на бухгалтера-кассира, который непосредственно подчиняется главбуху.

офисное рабочее место фото

Тарифно-квалификационные требования

Чтобы стать главбухом не нужно проходить аттестацию и сдавать экзамены по правилам, соответствующим регламенту ввиду их отсутствия. Несмотря на руководящую должность, среди минусов профессии главбуха – «своеобразную дискриминацию» в соответствии с нормами трудового законодательства. Недостатки заключаются в следующих факторах:

  • запрет на заключение срочного трудового договора, если иное не предусмотрено законодательством, которым как раз и допускается подобная оговорка в отношении главбуха (ст. 58, 59 ТК РФ);
  • вменение испытательного срока на предельный период до полугода вместо иных должностей с максимальным трёхмесячным сроком (ст.70 ТК РФ);
  • возможность освобождения от занимаемой должности при смене собственника без дополнительных условий или при принятии необоснованного решения, причинившего имущественный вред предприятию (п. 4, 9 ст. 81 ТК РФ).

Главный бухгалтер назначается и подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К плюсам должности можно отнести для большинства предприятий отсутствие тарифно-квалификационных требований и необходимости периодического повышения квалификации, проводимого бесплатно или на платной основе. Профстандарт обязателен к исполнению в том случае, когда требования устанавливаются специальными нормативными актами (в качестве примера обязательности – ПАО, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании). Хотя норма является однобокой, поскольку не освобождает главбуха от отслеживания многочисленных законодательных изменений и нововведений.

Может ли бухгалтер работать удалённо

Законодательство не накладывает запрет на работу бухгалтера в дистанционном режиме. Однако компания должна обеспечить и компенсировать сотруднику:

  • использование принадлежащей на правах собственности оргтехники (компьютера, принтера, сканера);
  • программное обеспечение в виде бухгалтерских программ и системы электронного документооборота с налоговым органом;
  • бесперебойный доступ к интернету и телекоммуникационным средствам связи.

Удалённая работа целесообразна, если бухгалтер не оформляет отгрузочную и кассовую первичку. Например, удалённый режим актуален, если кассовые операции оформляются кассиром операционной кассы, а накладные на отпуск ТМЦ формируются завскладом. Для эффективного взаимодействия необходимо установить время, когда бухгалтер должен находиться на связи для принятия важных управленческих решений либо разрешения возникших вопросов в отношении документооборота.

предприниматель не может разобраться в отчетности фото

Можно ли руководителю вести бухучёт

Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта несёт первое лицо компании, которое по собственному усмотрению вправе:

  1. Вести бухучёт и представлять финансовую и налоговую отчётность в фискальную службу и органы статистики самостоятельно. Это возможно при наличии типовых стандартных операций, не требующих специфических знаний в законодательной сфере для микропредприятия или субъекта малого предпринимательства с небольшим документооборотом.
  2. Организовать собственную бухгалтерию с регламентированным количеством штатных единиц под руководством старшего или главного бухгалтера. Данная структура актуальна для большого числа однотипных операций, при своде которых не нужно знать законодательство в нескольких отраслях одновременно, например, валютные особенности по внешнеэкономической сфере и нюансы возникновения налоговых обязательств по комиссионной торговле.
  3. Передать первичную документацию на аутсорсинг. Согласно условиям заключаемого договора с аутсорсером передаче подлежит как весь учёт с формированием отчётности «под ключ», включая кадровое делопроизводство, так и отдельные избранные сегменты.

Для исполнения бухгалтерских обязанностей можно создать штатные единицы либо передать неосновной бизнес-процесс сторонней организации. Передача компании «Финпрофцентр» – это гарантия достоверности учёта, своевременности предоставления отчётности и защиты от финансовых санкций контролирующих структур любого уровня. Вы можете изучить цены на бухгалтерские услуги. Специалисты расскажут об общем подходе налоговиков при оценке показателей деклараций и обезопасят компанию от многих зон риска.