Финпрофцентр логотип

603093, Нижний Новгород, ул.Родионова, д.192Д, офис 705

whatsapp viber
+7 (831) 413-14-25 +7 (920) 059-14-25

Пн-Пт с 09:00 до 18:00

Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Время на чтение: ≈ 4 минут(ы).

Для любых юридических лиц за исключением официальных представительств иностранных государств в России ведение бухгалтерского учета обязательно. При этом на законодательном уровне установлены категории хозяйствующих субъектов, имеющих право применения упрощенного способа. Компания «Финпрофцентр» оказывает бухгалтерские услуги и определит допустимый уровень «упрощения» с учетом соблюдения требований законодательства и «удобства» финансового контроля для собственников и руководства предприятий.

Правовой регламент упрощенной бухгалтерии

На основании регулирующего нормативно-правового акта упрощенные способы ведения бухгалтерского учета  вправе применять следующие юридические лица (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ):

  1. Субъекты малого предпринимательства, к которым относятся самостоятельные хозяйствующие единицы, имеющие показатели за предшествующий год, не превышающие установленных предельных величин:
  • 100 человек – среднесписочной численности персонала;
  • 800 млн рублей – дохода.
  1. Некоммерческие организации кроме нижеперечисленных субъектов:
  • финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищных, жилищно-строительных и кредитных потребительских кооперативов;
  • предприятий госсектора и государственных корпораций;
  • МФО и политических партий;
  • юридических консультаций, коллегий адвокатов, адвокатских и нотариальных палат.
  1. Участники инновационного проекта «Сколково».

В 2022 году перечень лиц, которым разрешено применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, расширился за счет увеличения граничных критериев для обязательной аудиторской проверки. Теперь обязательному аудиту полежат компании, имеющие превышение любого из финансовых показателей (подп. 4 п. 1. ст. 1 закона от 29.12.2020 года № 476-ФЗ):

  • налоговые доходы за год, предшествующий отчетному – 800 млн рублей против 400 млн рублей, действовавших ранее;
  • сумма активов на отчетную дату – 400 млн рублей вместо ранее установленного критерия 60 млн рублей.

Несмотря на приравнивание в денежном выражении предельной величины доходов для малого предпринимательства и обязательного аудита, знак равенства в отношении использования упрощенного бухгалтерского учета недопустим. Вне зависимости от оборота аудит-контроль обязаны проходить помимо государственных и унитарных предприятий некоторые некоммерческие организации (п. 1 ст. 5 закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ). Поскольку организационно-правовая форма собственности и виды хозяйственной деятельности для обязательного аудита не имеют значения, то упрощенные способы учета могут быть недоступны как АО, так и ООО.

бухгалтер ведет отчетность фото

Варианты упрощенного формата бухучета

Организация бухучета по существу – это систематизация информации обо всех совершаемых операциях с отражением в соответствующих регистрах, формирующих активы и обязательства на любую дату баланса. Порядок ведения бухгалтерского учета экономические субъекты определяют самостоятельно в пределах делегированных полномочий. Сокращенный формат с оговоркой «вправе применять» отнюдь не означает обязанность, поэтому при выборе нужно разграничить преимущества и недостатки «упрощения».

Рекомендации, утвержденные для малых предприятий протоколом № 2/20 от 27.02.2020 года Института профессиональных бухгалтеров, предлагают следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета:

  1. Полная форма – организация учета по принципу двойной записи с формированием бухгалтерских проводок, используя установленные общие правила с минимумом упрощений. Предприятие вправе не применять ряд стандартов, предусмотреть сокращенный план синтетических счетов и вести упрощенную аналитику.
  2. Сокращенная форма – отказ от применения ведомостей, журналов-ордеров и других регистров, обязательных для полного формата. Бухучет сводится к использованию единой сводной таблицы с ограниченным планом счетов.
  3. Простая форма – освобождение от двойной записи и использования бухгалтерских проводок. Способ могут применять только микропредприятия – юридические лица с численностью персонала до 15 человек и годового дохода в пределах 120 млн рублей.

Принятое решение должно быть зафиксировано в учетной политике – основополагающем локальном акте, предусматривающем порядок ведения бухгалтерского учета и особенности формирования финансового результата. Ежегодно пересматриваемый внутренний документ учитывает новые требования законодательных актов, а также закрепляет право выбора компании по вопросам, допускающим регулирование на уровне субъекта бизнеса.

Сущность упрощенного учета и отчетности

Экономические субъекты, использующие упрощенный бухучет, могут разработать самостоятельно бухгалтерские регистры, а однородные активы и обязательства, предусмотренные отражением группой счетов, объединить. Например, учет дебиторов и кредиторов вести вместе с поставщиками, а для учета ТМЦ предусмотреть один синтетический счет. Финансовую отчетность нужно сдавать в упрощенном формате в соответствии с приказом Минфина РФ от 02.07.2010 года № 66н, включающую две формы вместо пяти:

  • форма № 1 – баланс;
  • форма № 2 – отчет о финансовых результатах.

Юридические лица, применяющие упрощенные варианты бухучета, имеют право отказаться от ряда ПБУ и ФСБУ. Однако перед принятием решения об отказе целесообразно проанализировать возможные потери с экономической и стратегической точки зрения.

Например, неприменение ПБУ 18/02 относительно учета налога на прибыль разрешается лицам, применяющим упрощенные способы бухучета. Однако принцип двойной записи не предусмотрен в целях налогообложения, а отсутствие расчетных временных и постоянных разниц, отложенных налоговых активов и обязательств дезориентирует бухгалтерию в части опережения, запаздывания или расхождения показателей.  Выверенная до копейки разница между бухгалтерской и налоговой прибылью не только исключит арифметическую или методологическую ошибку, но покажет на цифрах причины отклонения. Расчет важен руководству компании для разработки стратегии бизнеса, а также как аргумент при общении с контролирующими структурами, пытающимися оспорить сумму платежей в бюджет.

Упрощенная налоговая система и упрощенный бухучет

Избранная система налогообложения оказывает косвенное влияние на выбор способа организации бухучета хозяйствующего субъекта, поскольку правила ведения бухгалтерского учета могут устанавливаться и корректироваться бухгалтерскими нормативными актами, а не налоговым законодательством.  Упрощенцы могут использовать «облегченный» вариант бухучета и составления отчетности в силу ограничения предельных величин доходов, которые предусмотрены для применения УСН (в 2022 году для повышенных ставок налога  – 200 млн рублей).

Характерная особенность упрощенного режима налогообложения – исчисление параметров для определения налоговой базы кассовым методом (ст. 346.24 НК РФ). Во избежание расхождений бухгалтерского и налогового учета допускается расчет результирующих значений по единой методологии. Учетная политика, определяющая принципы систематизации информации, должна базироваться на избранном объекте.

Объект «доходы минус расходы»

Излюбленный налоговиками предмет пристального внимания – расходы, прямо участвующие в формировании суммы единого налога в бюджет. Свобода выбора предприятия заключается в установлении методологии отражения затратной составляющей, в частности:

  • способа начисления амортизации внеоборотных активов;
  • метода списания производственных запасов (FIFO, LIFO, средневзвешенной или идентифицированной себестоимости);
  • формирования резерва отпусков или включения в расходы по факту предоставления времени отдыха персоналу;
  • порядка отражения транспортно-заготовительных расходов и алгоритма распределения с отнесением на стоимость конкретных запасов либо путем выведения усредненного коэффициента;
  • механизма разграничения издержек на прямые, формирующие производственную себестоимость и косвенные, отражаемые в составе общехозяйственных и общепроизводственных затрат.

Финансовый результат деятельности по бухгалтерии и в целях налогообложения может не совпадать в денежном измерении, поскольку порядок отражения затрат допускается устанавливать разный. Однако компания должна четко объяснить расхождение проверяющим структурам, опираясь на внутренние локальные акты и положение об учетной политике. Данный порядок помимо УСН актуален для формирования расходной составляющей плательщиков налога на прибыль, применяющих общий налоговый режим.

Объект «доходы»

Расчет объекта налогообложения на основании полученной выручки предприятием безынтересен контролерам в отношении проверки расходов. Поскольку бухучет для компаний обязателен, то учетная политика должна содержать:

  • избранные регистры, включая отражение выручки в книге учета доходов и расходов;
  • применяемый план счетов и субсчетов в разрезе синтетического и аналитического учета;
  • используемый документооборот, основывающийся на бланках унифицированной формы и документах, разработанных самостоятельно с указанием заполняемых реквизитов.

Ведение бухгалтерского учета предприятию важно организовать так, чтобы иметь возможность контроля пороговых величин для применения УСН, а при возврате на общую систему налогообложения избежать проблем с корректировкой остатков. Индивидуальные предприниматели, освобожденные от бухучета по статусу принадлежности к физическим лицам, также обязаны контролировать предельные показатели для «упрощенки»  (ст.346.20 НК РФ).

Льготная система в части учетного упрощения не всегда оправдывает себя экономически, поскольку хозяйствующий субъект может оказаться в неведении относительно результата деятельности. Для контроля значимых показателей и недопущения искажений результирующих величин вследствие арифметических и методологических ошибок важна четкая организация алгоритма отражения каждой хозяйственной операции.